Ликвидация ООО пошаговая инструкция

Как известно, российский бизнес переживает не самые благоприятные моменты в экономике: снижение цен на нефть, санкции, отзыв лицензий у кредитных организаций. Данные явления напрямую влияют на длительное отсутствие получение прибыли и появления убытков. В связи с этим, у предпринимателей возникает вопросы о целесообразности продолжения бизнеса.

В этой статье, мы подробно расскажем, как закрыть фирму в минимально короткие сроки и не упустить детали, которые могут привести к последствиям в виде гражданской, административной, налоговой, а иногда и уголовной ответственности.

Гражданский кодекс перечисляет способы ликвидации: добровольно или по решению суда (ст. 61 ГК РФ).

В рамках данной статьи, мы подробно рассмотрим процедуру добровольную ликвидации ООО.

Напомним, что с 01 сентября 2017 года в ФЗ № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" были внесены изменения, согласно которым, установлен максимальный срок процедуры – один год. Продление срока может быть только в судебном порядке и не более чем на полгода.

В юридической практике, выделяют несколько основных шагов, которые необходимо совершить для закрытия организации:

  1. Принятие решения о ликвидации организации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
  2. Письменное уведомление сотрудников о предстоящем увольнении;
  3. Уведомление регистрирующей налоговой инспекции;
  4. Публикация о ликвидации организации в СМИ;
  5. Подготовка и утверждение промежуточного ликвидационного баланса (далее ПЛБ), подача в регистрирующую инспекцию;
  6. Расчет с кредиторами, взыскание дебиторской задолженности;
  7. Сдача отчетов в территориальный орган Пенсионного фонда (далее ПФ);
  8. Составление и утверждение окончательного ликвидационного баланса (далее ЛБ), подача в регистрирующую инспекцию;
  9. Сдача документации в архив.
  1. Решение о закрытии организации будет легально, если за него проголосуют все участники, которые числятся в ЕГРЮЛ, т.е. должно быть единогласное решение. В решении указывается:
    1. Кворум для принятия решения;
    2. Решение о закрытии юридического лица;
    3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
    4. Сроки и порядок ликвидации.

    На повестке Общего собрания, могут решаться и другие вопросы.

  2. Уведомление о ликвидации сотрудников Общества, службы занятости. Унифицированной формы не существует, отправляется в произвольной форме. Трудовой кодекс предписывает письменно уведомлять работников не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. Уведомление отправляется специалистам заказным письмом или вручается лично, после чего сотрудник ставит на документе собственноручную подпись с указанием даты ознакомления.
  3. В соответствии с ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), уведомление о ликвидации направляется в регистрирующую налоговую инспекцию в срок 3-и рабочих дня с даты принятия решения о закрытии, комплекту документов относится:

    1. Уведомление по форме Р 15001;
    2. Решения Общего собрания;

    Способы подачи документов в регистрирующий орган:

    • лично заявителем. При личной подаче документов на государственную регистрацию закрытия ИП подпись заявителя ставится только в присутствии налогового инспектора.
    • через доверенное лицо, с приложением к вышеперечисленным документам нотариально заверенной доверенности на представителя;
    • через нотариуса;
    • через МФЦ;
    • по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
    • посредством использования электронных каналов связи. ИП должен иметь электронную цифровую подпись и доступ к личному кабинету на сайте налоговой инспекции.
  4. Публикация сообщения о ликвидации юридического лица в СМИ – «Вестнике государственной регистрации» (www.vestnik-gosreg.ru/regional/). Публикация необходима для того, чтобы кредиторы могли потребовать от организации досрочного исполнения обязательств. Для размещения официальной информации нужно предоставить документы:

    1. Бланк-заявка и Сопроводительное письмо – распечатываются, подписываются Генеральным директором в 2-х экземплярах, проставляется печать общества.
    2. Доверенность - подписывается Ликвидатором, проставляется печать общества.
    3. Копия Листа записи из ЕГРЮЛ. На каждой странице Листа записи ставится печать «копия верна», подпись Ликвидатора, проставляется печать общества.
    4. Копия решения о ликвидации. На каждой странице Протокола ставится печать «копия верна», подпись Ликвидатора, проставляется печать общества.
  5. Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ: «После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет ПЛБ, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. ПЛБ утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом».

    Действующее законодательство не предусматривает унифицированной формы ПЛБ, но сотрудниками компании ООО «ПРИОРИТЕТ», выработан наиболее подходящий вариант баланса, который соответствует требованиям предъявляемыми налоговыми органами.

    ПЛБ представляется в регистрирующую налоговую инспекцию. К данному документу необходимо приложить Уведомление по форме Р 15001. В налоговую инспекцию, подается пакет документов одним из вышеперечисленных способов, который мы описали в шаге 3.

  6. После того, как ПЛБ сдан в рег. орган и получен Лист записи, ликвидационная комиссия приступает к выплатам задолженностей.

    ГК РФ предусматривает 4-е очереди удовлетворения интересов кредиторов.

    1. Удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
    2. Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
    3. Производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    4. Производятся расчеты с другими кредиторами.

    Может возникнуть ситуация, при которой имущества организации будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, в этих случаях, закон предусматривает продажу имущества с публичных торгов, стоимость которого не более 100 000 р.

    В случае если денежных средств и имущества не хватает, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должны обратиться в Арбитражный суд с заявлением о несостоятельности.

    Взыскивать дебиторскую задолженность можно и до формирования ПЛБ.

  7. В нашей практике, мы встречаемся с отказами, который выдает налоговый орган, именно по причине ответа по межведомственному запросу из ПФ, поэтому необходимо уделить время, чтобы закрыть все вопросы, связанные с отчетностью. Самый лучший вариант - посетить ПФ, уточнить по отчетности, всё ли сдано за весь период деятельности хозяйствующего субъекта.

    Также, в ПФ нужно сдать: СЗВ-М за месяц, а также СЗВ-М-СТАЖ и ОДВ-1. После этого, нужно получить сообщение из ПФР, что они внесли в базу и провели у себя (т.е. получить положительный протокол).

  8. ЛБ оформляется после расчета со всеми кредиторами, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

    Как в случае с ПЛБ, унифицированной формы не предусмотрено, но юристами ООО «ПРИОРИТЕТ» разработан оптимальный вариант ЛБ.

    Для регистрации ликвидации в налоговую инспекцию, как регистрирующий орган, подаются:

    • форма Р 16001;
    • государственная пошлина – 800 рублей;
    • ликвидационный баланс.

    В регистрирующий орган подается одним из способов, который мы описали в шаге 3.

  9. 9. После ликвидации организации, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны в соответствие с действующим законодательством РФ, передать документы на архивное хранение. Обязательная архивация позволяет в любое время получить доступ к архивной информации и сделать копии нужных бумаг. Документация, сданная в архив, является единственным подтверждением и основанием для начисления пенсий, а также для восстановления трудового и льготного стажа.

В заключении отметим, что процедура добровольной ликвидации с регулярным постоянством изменяется (отмена форм 15002, изменение заявителей при государственной регистрации, отмена требований по предоставлению справок с ПФР и т.д.), а также многие аспекты закрытия предприятий требуют определённых знаний и навыков, именно поэтому, мы советуем, обратиться в компанию ООО «ПРИОРИТЕТ», которые имеют большой опыт в проведение процедуры, а также дополнительно окажут сопутствующие услуги по бухгалтерии и кадровому делопроизводству.

Вас может заинтересовать

 

Позвоните нам, и мы дадим вам
консультацию по ликвидации фирм
и предприятий.

Антон Агула

руководитель отдела корпоративной практики

+7 (495) 987-18-50
Оставьте заявку